Кузнецы Алексей и Владислав Матвеевы
Работы Алексея и Владислава Матвеева знают и ценят все любителям клинкового оружия, особенно те, кто неравнодушен к художественному мозаичному дамасску, ведь не один матвеевский клинок можно смело причислить к «золотому фонду» современных российских коллекционных клинков.
Глава семьи, Алексей Матвеев, начинал работать кузнецом на крупном промышленном предприятии в Средней Азии. Затем, после начала перестройки, семья Матвеевых перебралась в Брянск, и здесь Алексей занялся художественной ковкой - ковал все, от декоративных миниатюр до мебели и заборов. А потом, со временем, мастер занялся ковкой клинков, и теперь именно кованые клинки стали приоритетом, а художественные статуэтки и крупные изделия появляются редко и, как правило, для души.
В кузнице Алексей Матвеев работает вместе с сыном Владиславом. Последний пришел к ножевому делу не сразу – сначала он получил высшее физико-математическое образование, а уже после постепенно втянулся в кузнечное дело.
Сейчас сын Алексея, кузнец Владислав Матвеев известен в России и за рубежом в первую очередь как мастер клинков из мозаичного и торцевого дамасска. Например, дамасский нож с узором «пляшущие человечки» стал одним из хрестоматийных примеров великолепной кузнечной работы.
Интересно, что в кузнице у Маатвеевых есть разделение труда: за «художественную» часть отвечает в кузнице Матвеев-старший, а Владислав Матвеев, помогает в воплощении, а также занимается большей частью слесарной работы.
Отличительная черта работы кузнецов Матвеевых в том, что они занимаются преимущественно созданием не готовых ножей, а только клинков. А за рукоять и порой за концепцию ножа в целом отвечают другие мастера. В частности, плодотворный творческий союз получился у Матвеевых с замечательным бурятским ножевым мастером, скульптором Жигжитом Баясхалановым.
В такой работе есть дополнительная сложность. Она заключается в том, что кузнецы получают идею будущего изделия, и под эту идею им нужно создать клинок, который будет стилистически и композиционно соответствовать задумке. Это требует не только большого художественного вкуса, но и серьезной готовности к совместному творчеству. Однако, опыт Матвеевых показывает, что такое сотрудничество может быть очень эффективным и плодотворным, если ножевому мастеру и кузнецу удалось найти общий язык.
Еще о работах кузнеца Матвеева, точнее двух кузнецов - отца и сына, Алексея и Владислава, можно почитать здесь - о клинках и ножах Матвеевых