«Как куется Мозаичный дамаск» - Беседа с кузнецом-оружейником И.Ю.Пампухой
Ведёт беседу Красников Александр – директор интернет-магазина «Русские ножи» (далее по тексту – Александр, Пампуха И.Ю. – И. Пампуха)
Александр: у нас в гостях сегодня И. Пампуха Юрьевич Пампуха. Здравствуйте И. Пампуха Юрьевич!
И. Пампуха: Здравствуйте, здравствуйте!
Александр: И сегодня у нас на «повестке дня» один вопрос - о мозаичном дамаске. Как он делается? У нас по этому поводу очень много вопросов и у покупателей Ваших ножей особенно. Как делаются такие ножи, как собирается мозаика, почему это мозаика, а не травлённая …ххххх, и вот на такие вопросы нам приходится отвечать. И вот, мы эти вопросы адресуем Вам, И. Пампуха Юрьевич.
И. Пампуха: Я готов на них ответить… с чего начнём? Почему, например, говорим мозаика? Потому, что она собирается из разных кусочков, как мозаика из стекла или керамика. Из металла точно также собирают мозаику.
Александр: То есть каждая буковка, каждый элемент рисунка это сборка?
И. Пампуха: Да, это идёт сборка элементов металла. Я уже как-то говорил в предыдущих беседах, что металлы можно подразделить на белый, серый и чёрный цвета. Углеродистая сталь будет давать чёрный цвет, легированные стали, это с содержанием хрома и никеля – белый цвет. А серая сталь – это чёрная углеродистая сталь 65 Г и белая легированная с никелем, вот такое самое лучшее сочетание стали. Объясняю дальше. Мы можем в чёрный металл вставить элементы белого, например буквы, составляющие, например, какое-то имя. Каждая буковка – это квадратик белого металла, причём собираются блоками: по 3 или 5 квадратиков. Создаются заготовки из металла с узорами или буквами, потом они привариваются друг к другу методом горновой сварки, а также к заготовке клинка, где обухом станет никель. После того, как всё будет сварено в горно, берём углеродистый пруток, который заранее выковывается, и он также приваривается горновой сваркой.
Александр: Этот пруток послужит режущей кромкой?
И. Пампуха, Совершенно верно, пруток в дальнейшем станет режущей кромкой. После того, как всё это проварится, мы делаем косой срез и острый носик проковывается в вот такую заготовку, как эта.
Александр: Значит очертания будущего клинка определяются ковкой?
И. Пампуха: Да, мы утягиваем жало на радиус. Потом мы отдаём проковку на фрезеровку и получается 6-ти миллиметровая пластина. Мне не всегда легко объяснить и показать все этапы работы. Во время работы должны быть вместе и полёт фантазии, и техника работы, и всё остальное должно быть вместе. Чем раньше видишь рисунок от начала ковки и до конечного результата, тем лучше и красивее получается клинок. Если же не прослеживать эту линию, то результат получится как попало. Огромное значение имеет опыт, опыт и опыт. Техника ковки очень сложна и не всех она получается. Мозаика тем и трудна в исполнении, что из пяти поковок нормальными получаются только две, а три в отход идут.
Александр: Чтобы сделать один или два хороших ножа надо отковать пять заготовок?
И. Пампуха: По ножам «Сталинград» мы сделали пять заготовок, а вышло всего три ножа, две заготовки в брак пошли.
Александр: А что Вы называете браком?
И. Пампуха: Это где-то если не провар миллиметра три, причём по любой части. Я же не могу с дырками ножик продавать? В этом вся сложность работы, в этом и заключается то, что мало кто делает такие ножи. Нужно очень большое терпение в работе, терпение и, ещё раз, терпение!
Александр: Вопрос И. Пампуха Юрьевич, а сколько времени нужно, чтобы сделать пять, вот таких как эти, поковок?
И. Пампуха: Вот с Олегом собирали буковки целую неделю. Потом эти буковки надо сварить. Потом нужно проковать более мелкий квадратик, потом от этого квадратика нужно отрезать ещё квадратики. У нас их там 21 предметиков получилось? Вот эта звёздочка варилась именно на это нож, вот она сюда и заставлялась. Заготовки делаются заранее – иногда даже месяцы уходят. От начала работ проходит три, а то и четыре месяца.
Александр: Тогда я понимаю – почему такие ножи стоят дорого.
И. Пампуха: Потому, что встать и сделать зараз – невозможно! Тут много нюансов, во-первых нужно хорошо и много раз проковать, буква тянется, её ведёт. Как у нас было с ножом «Бородино» - все буковки сложились, а у буквы Д ножки к верху проковались! Пришлось её переделывать…
Александр: Это очень сложная работа, требующая терпения и опыта.
И. Пампуха: Так же получилось и с ножом, на который был заказ сделать с фамилией. Из пяти получился один, еле-еле сделали! Трудно, но кое-что получается, местами!
Александр: И. Пампуха Юрьевич, спасибо за интересный рассказ, успехов Вам в Вашем творчестве, спасибо!
И. Пампуха: Будем стараться!
Видео-ролик этой беседы можно посмотреть здесь:
В кузнице Игоря Пампухи - мы показываем фрагменты работы над клинками мозаичного дамасска:
Александр Красников, Юрий Пичугин
оставить комментарий